В 1990 году Бухту Тихую посетила женская лыжная полярная экспедиция «Метелица», которая с 1960-х годов совершала походы как в Арктике, так и в Антарктике. В том числе, несколько экспедиций было проведено на Земле Франца-Иосифа.
В бухте Тихой имеется три захоронения.
Рядом с крестом Седова находится Могила Ивана Зандера – механика паровой шхуны «Святой мученик Фока» – судна первой русской экспедиции к Северному полюсу. Зандер скончался 13 марта 1914 года в результате обострения хронических болезней на фоне цинги. Из истории полярных экспедиций известно, что обострение заболеваний цингой приходится на весенний период, когда организм наиболее истощен зимовкой, сказывается хронический недостаток продуктов и витаминов, проявляются последствия долгой полярной ночи. Первоначально захоронение было отмечено пирамидой из камней и деревянным крестом. Позже крест был заменен новоделом.
Перед Вами крест, который в 1913-14 годах установлен участниками первой русской экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Седова в месте астрономического определения координат. Крест имеет традиционную для православия форму. Среди поморов – жителей Русского Севера была широко распространена традиция установки подобных крестов. Единственное, что отличает данный крест – это надписи на латинском языке, что было сделано намеренно т.к. в XIX- начале ХХ веков Землю Франца-Иосифа посещали многочисленные экспедиции из разных стран мира.
Здесь располагалось двухэтажное здание космического павильона, построенное в 1952 году. Комплекс служил для регистрации интенсивности космического излучения. К сожалению, здание со всем оборудованием было уничтожено пожаром в 1955 году.
Павильон атмосферного электричества появился на станции во время проведения Международного полярного года в 1932 году. Это небольшое каркасное здание было построено для организации наблюдений приглашенного из геофизической обсерватории в Потсдаме геофизика Иоахима Шольца (1903-1937). Одновременно на станции Русская Гавань на Новой Земле работал другой немецкий геофизик Курт Вёлькен.
Жилой дом построен в 1951-52 годах по финскому проекту для размещения экспедиции треста «Арктикразведка», выполнявшей аэрофото- и геологосъёмочные работы на Земле Франца-Иосифа. Это одно из самых молодых зданий станции Бухта Тихая. Дом имеет жилые комнаты, кухню и два входа с тамбурами, отопление осуществлялось печами-голландками. В 1950-х годах здание использовалось для размещения молодых несемейных сотрудников станции.
Важной составной частью работы станции было электросиловое хозяйство. Для периода конца 1920-х – начала 1930х годов работа с электросиловыми установками в Арктике являлась настоящим хайтеком. Первоначально электрогенератор и аккумуляторные батареи для рации располагались в радиорубке. По мере развития станции было принято решение построить новое здание электростанции. Также было важно уменьшить «наводки» на чувствительную аппаратуру отдела ионосферы.
Советский Союз в 1930-х годах активно экспериментировал с различными видами энергетики и искал пути энергоснабжения станций в Арктике. Первый ветряк на станции появился в ходе международного полярного года в 1932-33 годах. Тогда был установлен американский ветряк, который оказался мало приспособлен для работы в Арктике.
Жилой дом был построен в Архангельске и в разобранном виде погружен на корабль. Предназначался он для полярной станции на острове Рудольфа. Из-за сложной ледовой обстановки дом не удалось доставить по назначению, в 1937-38 годах три судна оказались на вынужденной зимовке в бухте Тихой.
Часть здания склада, построенного во время первой зимовки в 1929 г., в последние годы используется национальным парком «Русская Арктика» для хранения различных найденных на станции предметов, представляющих мемориальную ценность и свидетельствующих о жизни и быте советских полярников 1930-50- годов.
Перед Вами здание продовольственного склада, построенное в ходе первой зимовки в бухте Тихой в 1929 году. На станции всегда имелся запас продовольствия, рассчитанный на несколько лет. Связано это со сложностью доставки грузов в высокие широты и опасностью для судов не пробиться к станции из-за сложной ледовой обстановки. Так, в 1930-х годах на острове Врангеля на востоке Арктики группе зимовщиков под руководством Арефа Ивановича Минеева пришлось зимовать в течение пяти лет, так как ни одно судно из-за льдов не могло подойти к острову.
Единственным регулярным средством связи с «Большой землей» для полярной станции было радио: по нему узнавали новости и передавали полученные метеоданные. Перед вами здание радиостанции, построенной в ходе первой зимовки в 1929 году. Здание неоднократно расширялось и ремонтировалось. Здесь располагалась рация, электросиловое хозяйство, радиомастерская, жилые помещения для радистов и механиков.
Актинометрический павильон появился на станции в 1932 году во время Международного полярного года. Здпние несколько раз ремонтировалось и перестраивалось, последний раз в середине 1950-х годов. Актинометрия, от греческого Актинос – луч, является разделом геофизики, которая изучает процессы передачи и превращения излучения Солнца на Земле, а также излучение Землёй своей энергии.
Собачьи упряжки на полярных станциях в 1930-1950-х годах были незаменимы как наземный транспорт. На собачьих упряжках организовывались выездные экспедиции для обследования островов, доставка наблюдателей к пунктам проведения исследований, в том числе на ледниковые купола.
В 1932 году для исследования полярных регионов земли был организован второй Международный полярный год, в ходе которого ученые многих стран мира проводили исследования по скоординированной программе. Полярная станция Бухта Тихая работала по расширенной международной программе исследований, для чего потребовалось существенно расширить персонал зимовки. Руководил работами по превращению скромной метеостанции в крупную геофизическую обсерваторию известный советский полярник Иван Дмитриевич Папанин, он же возглавлял зимовку на станции в 1932-1933 гг.
Мы с вами находимся на метеорологической площадке полярной станции Бухта Тихая. Метеорология как наука занимается исследованиями приземных слоев атмосферы. Метеорологические наблюдения – температура и относительная влажность воздуха, атмосферное давление, уровень осадков, направление и скорость ветра – основа работы любой полярной станции. История станции начинается с момента отправления её первой метеосводки. Из бухты Тихой такая сводка была отправлена 30 августа 1929 года.
На полярной станции Бухта Тихая сохранились фрагменты двух самолётов По-2 советской полярной авиации. Оба они работали на станции в послевоенное время.
Перед вами – тракторный гараж полярной станции в котором разместился трактор «Сталинец-80», или С-80. Эту машину привезли в Арктику в конце 1940-х гг. для экспедиции А-70, в которой специалисты Арктического научно-исследовательского института изучали ледники Земли Франца-Иосифа.
Если самый первый большой жилой дом получил неофициальное обозначение «дом № 1», то сейчас перед нами «дом № 2» – это лабораторный корпус. Он был построен в 1931 году, в период подготовки полярной станции Бухта Тихая к работам Второго международного полярного года. Здесь размещались научные лаборатории и жили учёные.
Небольшое квадратное строение с четырёхскатной крышей между большим жилым «Домом № 1» и лабораторным корпусом – это баня полярной станции Бухта Тихая. Она была возведена в 1929 году, одновременно с жилым домом и продовольственным складом, и стала одной из самых первых построек исторической станции.
Перед «домом № 1» на берегу бухты Тихой мы можем увидеть кунгас – большую беспалубную деревянную лодку, которая использовалась для транспортировки грузов.
Перед вами – большой жилой дом. В своё время он стал самой первой постройкой на полярной станции Бухта Тихая, поэтому он носит неофициальное название «дом № 1».
На берегу бухты Тихой установлен на вечную стоянку трактор ДТ-55. Он работал на полярной станции в последние годы перед её закрытием, в конце 1950-х годов.
Между ангаром и «домом № 1» мы можем видеть небольшую постройку. Это скотник – одна из хозяйственных построек станции. Его назначение – содержание живого провианта – коров и свиней.
Авиационный ангар, построенный в 1932–1933 годах в ходе расширения станции к Международному полярному году, стал самым большим зданием не только в Бухте Тихой, но и вообще на всех советских полярных станциях. Каркас ангара был изготовлен в Архангельске и перевезён на станцию в 1932 году в разобранном виде.
Напротив аэрологического кабинета мы видим аэрологический павильон, сооружённый в 1954 году. Это последняя большая постройка, возведённая в Бухте Тихой. Павильон предназначался для подготовки к запускам метеорологических зондов.
Перед вами – аэрологическая вышка, одна из построек научного назначения. Вышка была установлена в 1942 году, но аэрологические наблюдения начались в Бухте Тихой с первых лет работы станции. Высота вышки от поверхности земли составляет шесть метров, а над уровнем моря – 11 метров.
В 1990 году в бухте Тихой была открыта биостанция Мурманского морского биологического института (ММБИ). Биостанция разместилась в небольшом домике, построенном в том же 1990-м году. Как видите, по типу эта постройка, получившая название «Домик ММБИ», не отличается от других строений станции.
«Мы проходим мимо маленького аккуратного домика, стоящего на отшибе от всех построек. Это магнитный павильон. В этом павильоне будут работать наши магнитологи», – так писал в своих воспоминаниях о зимовке в Бухте Тихой в 1933–1934 годах писатель Сергей Безбородов.
Дорогие гости! Мы начинаем наше путешествие по исторической полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Это одно из самых знаменитых и важных мест Российской Арктики.
Рядом с аэрологической вышкой расположены вплотную друг к другу две небольшие постройки. Это аэрологический кабинет. Первоначально эти строения, возведённые в 1930 году, использовались как салотопка и овощехранилище. Аэрологический кабинет разместился в этих строениях в годы Великой Отечественной войны, а точнее – с 1942 г.
В 1990 году Бухту Тихую посетила женская лыжная полярная экспедиция «Метелица», которая с 1960-х годов совершала походы как в Арктике, так и в Антарктике. В том числе, несколько экспедиций было проведено на Земле Франца-Иосифа.
В состав экспедиции входили молодые советские девушки, которые в походах ставили как спортивные цели, так и научно-исследовательские – изучались вопросы влияния экстремальных условий на организм человека. 5 мая 1990 года в бухте Тихой «Метелицей» был установлен памятный знак, посвященный участникам первой русской полярной экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Седова.
Скрыть подробностиВ бухте Тихой имеется три захоронения.
Рядом с крестом Седова находится Могила Ивана Зандера – механика паровой шхуны «Святой мученик Фока» – судна первой русской экспедиции к Северному полюсу. Зандер скончался 13 марта 1914 года в результате обострения хронических болезней на фоне цинги. Из истории полярных экспедиций известно, что обострение заболеваний цингой приходится на весенний период, когда организм наиболее истощен зимовкой, сказывается хронический недостаток продуктов и витаминов, проявляются последствия долгой полярной ночи. Первоначально захоронение было отмечено пирамидой из камней и деревянным крестом. Позже крест был заменен новоделом.
Могила полярного летчика Николая Иеске находится немного в стороне и представляет собой деревянную пирамиду с пропеллером самолета. В настоящее время заменены новоделами. Иеске в 1936 г. участвовал в создании ледового аэродрома на оострове Рудольфа а на зимовку был переброшен на полярную станцию Бухта Тихая. Во время зимовки у него обострилось хроническое заболевание желудка и меры, принятые врачом станции не помогли. В условиях зимы и полярной ночи могилу было подготовить крайне сложно – пришлось взрывать грунт аммоналом. Поэтому могила Иеске находится на удалении от могилы Зандера и креста Седова.
Могила Петра Ивановича Фотиева (?-1948), старшего специалиста ионосферы, который скончался в бухте Тихой 12 февраля 1948 года Обстоятельства появления полярника на Земле Франца-Иосифа, его работы и смерти не установлены.
Скрыть подробностиПеред Вами крест, который в 1913-14 годах установлен участниками первой русской экспедиции к Северному полюсу под руководством Георгия Седова в месте астрономического определения координат. Крест имеет традиционную для православия форму. Среди поморов – жителей Русского Севера была широко распространена традиция установки подобных крестов. Единственное, что отличает данный крест – это надписи на латинском языке, что было сделано намеренно т.к. в XIX- начале ХХ веков Землю Франца-Иосифа посещали многочисленные экспедиции из разных стран мира.
Скрыть подробностиЗдесь располагалось двухэтажное здание космического павильона, построенное в 1952 году. Комплекс служил для регистрации интенсивности космического излучения. К сожалению, здание со всем оборудованием было уничтожено пожаром в 1955 году.
Павильон имел форму куба 9х9х9 метров, по центру находилась сохранившаяся железобетонная колонна. На этой колонне размещался главный прибор – сферическая ионизационная камера АСК-2 для измерения уровня ионизирующего излучения. Подобные камеры были разработаны в Якутске при содействии Института ядерной физики Московского государственного университета. Это был массивный прибор, заключенный в металлический корпус с двойными стенками. Внутренний объем корпуса заполнялся аргоном, а в пространство между стенками засыпалась свинцовая дробь. Она играла роль экрана, отсекавшего фоновое радиоактивное излучение, создаваемое окружающими камеру предметами. Фиксация излучения производилась при помощи фотозаписи. Исследования проводились под грифом секретно с целью выяснения природы солнечных космических лучей. Начиная с 1960-х годов космофизические исследования были продолжены на обсерватории «Дружная» на острове Хейса, Земля Франца-Иосифа.
Скрыть подробностиПавильон атмосферного электричества появился на станции во время проведения Международного полярного года в 1932 году. Это небольшое каркасное здание было построено для организации наблюдений приглашенного из геофизической обсерватории в Потсдаме геофизика Иоахима Шольца (1903-1937). Одновременно на станции Русская Гавань на Новой Земле работал другой немецкий геофизик Курт Вёлькен.
В павильон подвели электрическую энергию для освещения и отопления, с тем, чтобы дым печки не создавал помех наблюдениям. Тем не менее, тепла не хватало и Шольцу приходилось зачастую работать в шубе. Шольц впервые в Арктике провел серию комплексных исследований атмосферного электричества. Работы велись по изучению электропроводимости воздуха, ионизации атмосферы, определению электрического заряда снега, изучению свойств проникающей радиации, изучению озона в атмосфере и другим направлениям. Он разработал новые методы исследований и создал приборы для измерения атмосферных ионов, счетчики аэрозольных частиц и другие, широко использовавшиеся во всех странах. Помимо исследований, все полярники, включая доктора Иоахима Шольца, участвовали в общих работах по обустройству станции - неутомимо таскали, грузили на лодки и доставляли на берег бревна, доски, детали самолетов, горючее и многое другое.
В 1950-х годах здание капитально отремонтировали и приспособили для жилья, но продолжали использовать для складирования инструментов проведения подсобных работ.
Скрыть подробностиЖилой дом построен в 1951-52 годах по финскому проекту для размещения экспедиции треста «Арктикразведка», выполнявшей аэрофото- и геологосъёмочные работы на Земле Франца-Иосифа. Это одно из самых молодых зданий станции Бухта Тихая. Дом имеет жилые комнаты, кухню и два входа с тамбурами, отопление осуществлялось печами-голландками. В 1950-х годах здание использовалось для размещения молодых несемейных сотрудников станции.
Скрыть подробностиВажной составной частью работы станции было электросиловое хозяйство. Для периода конца 1920-х – начала 1930х годов работа с электросиловыми установками в Арктике являлась настоящим хайтеком. Первоначально электрогенератор и аккумуляторные батареи для рации располагались в радиорубке. По мере развития станции было принято решение построить новое здание электростанции. Также было важно уменьшить «наводки» на чувствительную аппаратуру отдела ионосферы.
Здание электростанции-механической мастерской было построено в зимовку 1940-41 годов рядом с мачтой ветряка. Здание состояло из машинного зала, где располагались электрогенераторы и механическая мастерская, жилой комнаты механиков. В здании находилась основная аккумуляторная батарея, которая накапливала излишки энергии, вырабатываемой установленным в 1939 году ветродвигателем. В 1952 году был проведен капитальный ремонт, в ходе которого аккумуляторная была переведена из машинного зала в специально возведенную пристройку.
Скрыть подробностиСоветский Союз в 1930-х годах активно экспериментировал с различными видами энергетики и искал пути энергоснабжения станций в Арктике. Первый ветряк на станции появился в ходе международного полярного года в 1932-33 годах. Тогда был установлен американский ветряк, который оказался мало приспособлен для работы в Арктике.
В 1939 году был доставлен и установлен новый ветродвигатель советского производства Д-12. Высота мачты 16 м, диаметр ветроколеса 12 м, максимальная мощность 7,2 квт. В его установке принимали участие зимовщики двух смен под руководство известного советского полярника Бориса Кремера. При этом тщательно учитывались умения, навыки и склонности всех работников станции. Отдельные, наиболее трудоёмкие работы производились общим авралом. Интересным способом был решен вопрос укрепления мачты ветряка. После подъёма, его ноги внизу, в котловане глубиной 2 м, были связаны брусьям, затем котлован засыпали камнями и песком. Вся масса слой за слоем трамбовалась и заливалась водой. Замерзающая вода превращала засыпку в прочный монолит. Поверх котлована был насыпан теплоизоляционный слой опилок и сверху построен дом.
Ветряк обеспечивал до 75% потребности станции в электроэнергии. Особое значение он имел в условиях отсутствия поставок топлива в годы Великой Отечественной войны. За четыре трудных года коллективу станции удалось избежать людских потерь, сохранить преемственность научных наблюдений и внести значительный вклад в обеспечение морских и воздушных операций в Арктике.
В 1954 году на станцию был завезен новый ветряк той же конструкции - Д-12. Было решено частично демонтировать старую мачту до высоты около метра над крышей домика. «Ноги» старой и новой башен соединили с помощью шарниров, которые позволяли поднять мачту. Новый ветряк принял эстафету ветроэнергетики бухте Тихой и исправно работал до закрытия станции в 1960 году.
Скрыть подробностиЖилой дом был построен в Архангельске и в разобранном виде погружен на корабль. Предназначался он для полярной станции на острове Рудольфа. Из-за сложной ледовой обстановки дом не удалось доставить по назначению, в 1937-38 годах три судна оказались на вынужденной зимовке в бухте Тихой.
При штате в 16 человек на станции оказалось рекордное число проживающих, которое достигло 87 человек. По инициативе начальника станции Ивана Александровича Копусова осенью 1937 года дом был выгружен и собран в Бухте Тихой. В доме проживали семейные сотрудники станции. Руководство страны поощряло идею привлечения женщин в Арктику, они трудились на станции в качестве научных сотрудников и наблюдателей, врачей, поваров и даже кочегаров. Считалось, что женщина на станцию вносит культуру, превращает ее в обжитое и удобное место. На станции сообща отмечались праздники, дни рождения и семейные торжества. За годы работы полярной станции в бухте Тихая родилось более десяти детей. В начале 1950-х на станции проживало сразу шестеро детей в возрасте от одного года до пяти лет. Несмотря на наличие в районе бухты Тихая медведей, подросшие дети часто гуляли самостоятельно, однако, не покидая пределов станции. В отношении к беременным женщинам, молодым матерям и их детям, проявлялись лучшие качества зимовщиков. Первым ребенком, появившимся на свет в бухте Тихая, стала дочь начальника станции Иосифа Битриха и его жены Евгении Симцовой. Девочка родилась 27 апреля 1935 года. Имя Севернина для нее было выбрано на общем собрании зимовщиков станции. После закрытия станции в дом семейных со временем до потолка набился снег и лед. После расконсервации станции в 2012 году ледник был удален, дом просушен и отреставрирован. Сейчас в нем в летнее время проживают сотрудники национального парка «Русская Арктика».
Скрыть подробностиПеред Вами здание продовольственного склада, построенное в ходе первой зимовки в бухте Тихой в 1929 году. На станции всегда имелся запас продовольствия, рассчитанный на несколько лет. Связано это со сложностью доставки грузов в высокие широты и опасностью для судов не пробиться к станции из-за сложной ледовой обстановки. Так, в 1930-х годах на острове Врангеля на востоке Арктики группе зимовщиков под руководством Арефа Ивановича Минеева пришлось зимовать в течение пяти лет, так как ни одно судно из-за льдов не могло подойти к острову.
В первую зимовку в Бухте Тихой был создан трехгодичный запас продовольствия, который в дальнейшем постоянно пополнялся. Иногда на складе скапливалось слишком много продуктов, оставшихся от предыдущих зимовок, тогда продукты списывали или даже кормили ими животных (коров и свиней), которых держали на станции для обеспечения разнообразия в питании. В 1930-х среди полярников склад иронически называли «Торгсином», по аналогии с советскими магазинами под таким же названием, где продавались дефицитные товары для гостей из-за рубежа и советских граждан, располагавших зарубежной валютой. Следует отметить, что полярные станции в 1930-х годах снабжались очень хорошо, в то время, как в центре люди испытывали недостаток продтоваров, а местами возникали голодовки. На станции в штате был повар, организовано качественное питание, отслеживались и пресекались случаи цинготных заболеваний. В настоящее время склад используется национальным парком «Русская Арктика» по прямому назначению – в нем хранится продовольствие.
Скрыть подробностиЕдинственным регулярным средством связи с «Большой землей» для полярной станции было радио: по нему узнавали новости и передавали полученные метеоданные. Перед вами здание радиостанции, построенной в ходе первой зимовки в 1929 году. Здание неоднократно расширялось и ремонтировалось. Здесь располагалась рация, электросиловое хозяйство, радиомастерская, жилые помещения для радистов и механиков.
Радистом первой смены в бухте Тихая был знаменитый советский полярник Эрнст Теодорович Кренкель. Ему принадлежит рекорд дальности радиосвязи, который был установлен 12 января 1930 года. Тогда из бухты Тихая Кренкелю удалось связаться на коротких радиоволнах с американской базой адмирала Ричарда Бёрда в Антарктиде, находившейся на расстоянии 20 000 километров. До сих пор это рекорд остается не побитым.
В 1930-е годы в СССР создавалась разветвленная сеть метеостанций в Арктике и радиосвязь, обеспечивала коммуникацию бухты Тихой с другими станциям. Как правило, Бухта тихая имела постоянную связь с полярными станциями остров Рудольфа на Земле Франца-Иосифа, мыс Желания и Маточкин Шар на Новой Земле, Баренцбург на Шпицбергене. По радио обменивались информацией о погоде и ледовой обстановке, возникавших проблемах на зимовке. По радио полярные станции договаривались о проведении социалистических соревнований – кто быстрее и эффективнее выполнит те или иные поставленные перед полярниками задачи. Между сотрудниками станций по радио проходили шахматные турниры. Для коллектива организовывались радиопередачи, в ходе которых зимовщики могли услышать и пообщаться с родственниками и друзьями из разных городов Советского Союза. По воспоминаниям зимовщиков, такие радиопереклички играли огромную роль в жизни полярников и позволяли услышать голоса родных и близких.
Работа радистов была одной из самых тяжелых – помимо регулярной передачи метеосводок, которые должны были уходить бесперебойно, нужно было принимать и отсылать огромное число различных телеграмм и сообщений, а также следить за работоспособностью всего радиохозяйства.
На станции велась также исследовательская работа по изучению прохождения радиоволн и ионосферы. Эти исследования начали проводить в ходе международного полярного года в 1932 — 1933 годах.
Скрыть подробностиАктинометрический павильон появился на станции в 1932 году во время Международного полярного года. Здпние несколько раз ремонтировалось и перестраивалось, последний раз в середине 1950-х годов. Актинометрия, от греческого Актинос – луч, является разделом геофизики, которая изучает процессы передачи и превращения излучения Солнца на Земле, а также излучение Землёй своей энергии.
Данный павильон предназначался для наблюдений за солнечной активностью. Плоская крыша служила площадкой для установки приборов, среди которых главным был гелиограф - прибор для автоматической регистрации продолжительности солнечного сияния в течение дня, в котором шаровая линза собирает солнечные лучи на картонной ленте, разделенной часовыми линиями. Вследствие видимого суточного движения Солнца на ленте остается четкий прожженный след. Кроме того, применялись и другие приборы актинометры, фотметры, пиранометры. Исследования проводились даже в тёмное время суток для измерения ночного излучения. Изучалось альбедо снега – его отражательная способность.
Одной из причин закрытия станции «Бухта Тихая» в 1960 г. была нерепрезентативность проводимых ею метеонаблюдений. Еще в 1930-х годах было установлено, что близлежащие возвышенности закрывают горизонт станции и затеняют ее, осложняя проведение актинометрических исследований.
Скрыть подробностиСобачьи упряжки на полярных станциях в 1930-1950-х годах были незаменимы как наземный транспорт. На собачьих упряжках организовывались выездные экспедиции для обследования островов, доставка наблюдателей к пунктам проведения исследований, в том числе на ледниковые купола.
Собаки предупреждали полярников об опасности – приближении белых медведей. В условиях изоляции собаки могли улучшать эмоциональное состояние зимовщиков. Собаки становились няньками и охранниками детей, родившихся на станции. В Бухте Тихой постоянно проживало от 10 до 50 собак. Собаки использовались для проведения охоты и вывоза добычи. В 1930-50-х годах в окрестностях станции ежегодно добывалось 10-15 белых медведей. Мясистые части лап шли в пищу зимовщикам, остальное - на корм собакам. Кроме того, в незначительном числе добывались моржи и нерпы, мясо которых также шло на корм собакам. В штат первых зимовок включали «собачника» - каюра, который следил за собаками, кормил их и обслуживал санные экспедиции. На станции сохранилось 11 деревянных будок, рядом с которыми можно видеть миски для кормления собак, фрагменты цепей.
Скрыть подробностиВ 1932 году для исследования полярных регионов земли был организован второй Международный полярный год, в ходе которого ученые многих стран мира проводили исследования по скоординированной программе. Полярная станция Бухта Тихая работала по расширенной международной программе исследований, для чего потребовалось существенно расширить персонал зимовки. Руководил работами по превращению скромной метеостанции в крупную геофизическую обсерваторию известный советский полярник Иван Дмитриевич Папанин, он же возглавлял зимовку на станции в 1932-1933 гг.
Потребность в источниках энергии на полярных станциях стояла особенно остро. Завоз топлива для двигателей внутреннего сгорания всегда был связан с трудностями доставки по арктическим морям. Для частичного решения вопроса на полярных станциях активно экспериментировали с альтернативными источниками энергии. Так, в 1932 году на станции был возведен американский ветродвигатель «Перкинс Уиндмиллз и К˚» мощностью 2,5 лошадиные силы. Высота мачты «папанинского ветряка» составляла около десяти метров, а диаметр многолопастного ветряка порядка пяти метров. Ветряк имел три опоры, на бетонном фундаменте одной из которых была сделана надпись «Установлен начальником Земли Франца-Иосифа Иваном Дмитриевичем Папаниным 4 августа 1932 года».
Данный ветродвигатель не оправдал надежд, он отличался нестабильностью в работе и вскоре вышел из строя. Порывы ветра его сильно разгоняли, а при слабом ветре он почти останавливался. Ветряк выдавал большие колебания напряжения тока, что затрудняло его практическое использование. Под действием ветров в уже 1990-х гг. мачта повалилась. Опыт эксплуатации «Перкинса» были учтен и в 1939 г. на станции появился советский ветродвигатель Д-12, который в течение многих лет до завершения работы станции в 1960 г. выполнял свои функции. Его конструкцию вы можете видеть на станции.
Скрыть подробностиХарактерный вид метеоплощадке придают будки, поднятые над землёй. Внутри будок помещаются термометры и психрометры (приборы для измерения относительной влажности воздуха). Стенки будок сделаны вентилируемыми. Другие термометры использовались для измерения наземной температуры. Высота снежного покрова измерялась с помощью снегомерных реек. Направление ветра определяли с помощью флюгера Вильда (его фрагменты сохранились на полярной станции до наших дней).
В обязанности дежурного метеоролога входил сбор показаний приборов в определённые сроки и составление шифрованной радиограммы в Бюро погоды на Большую Землю. Барометры и самопишущие приборы, ведущие непрерывную фиксацию атмосферного давления на бумажных лентах, размещались не на метеоплощадке, а в метеорологическом кабинете лабораторного корпуса.
В период проведения Второго международного полярного года кроме основной площадки был оборудован дополнительный метеорологический пункт на куполе ледника Седова. Его высота составляла 316 метров над уровнем моря. В программе Полярного года важное место уделялось изучению облаков, зарисовка и фотографирование которых также входила в обязанности полярников.
Метеорологи станции Бухта Тихая не прерывали своей работы и в тяжёлые годы Великой Отечественной войны, когда снабжение и смена зимовщиков оказались крайне затруднены.
Обработка большого массива метеорологических данных, собранных полярными станциями и экспедициями 1930-х – 1940-х годов, в том числе – и в бухте Тихой, позволила учёным Арктического научно-исследовательского института во главе с Георгием Яковлевичем Вангенгеймом разработать эффективный метод долгосрочных метеорологических прогнозов для Арктики.
Но к концу 1950-х годов стало очевидно, что метеоданные, полученные в Тихой, не вполне точно отражают условия Земли Франца-Иосифа – защищённая от ветров бухта имела своеобразный микроклимат. Поэтому было принято решение о переносе всего комплекса наблюдений из Тихой на остров Хейса, где с 1958 года начала работу арктическая обсерватория Дружная.
Скрыть подробностиУ-2 или По-2 — советский многоцелевой биплан, созданный под руководством Николая Николаевича Поликарпова в 1927 году. Это был один из самых массовых самолётов в мире. По-2 выпускали до 1953 года, всего было изготовлено около 33-х тысяч машин. Он создавался как учебный военный самолёт, но получил очень широкое применение – от военных задач до обработки полей удобрениями и пестицидами, за что получил в народе разговорное название «кукурузник». У-2 использовались в санитарной авиации, перевозили почту, а в годы войны служили в качестве ночных бомбардировщиков. Немало У-2 было и в составе советской полярной авиации.
Большинство несущих конструкций самолёта выполнялись из дерева и фанеры, крылья и частично фюзеляж обтягивались тканью. Пятицилиндровый мотор М-11 развивал мощность до 115 лошадиных сил, обеспечивая самолёту скорость до 150 километров в час. Самолёты могли иметь различные варианты шасси – колёсные, лыжные, поплавковые. В полярной авиации чаще всего использовались лыжные шасси, дающие самолётам возможность посадки на лёд и снег. Большим преимуществом У-2 было то, что самолёту для разбега требовалась очень короткая полоса.
В суровых условиях Арктики деревянно-тканевые машины легко получали повреждения. Тем не менее, По-2 широко применялись в полярной авиации с начал 1930-х до 1950-х годов. На Севере использовались и специальные модификации У-2, снабжённые закрытыми кабинами, но самолёты, находящиеся перед вами, относятся к обычному варианту.
На станции Бухта Тихая первый У-2 появился ещё в 1930-х годах. Лётчик и бортмеханик входили в штатный состав зимовки. Самолёты на Земле Франца-Иосифа использовались для авиаразведки и аэрофотосъёмки, а также для связи между островами архипелага – например, между полярными станциями, или между станцией и научной группой, выполнявшей исследования в заданном районе. Сохранившиеся фрагменты принадлежат самолётам, работавшим на станции в 1949 году, и представляют собой разрушенные фюзеляжи. Кроме того, отдельные детали У-2 – расчалки, фрагменты крыльев и хвостового оперения – были выявлены при реставрационных работах в ангаре.
Скрыть подробностиПеред вами – тракторный гараж полярной станции в котором разместился трактор «Сталинец-80», или С-80. Эту машину привезли в Арктику в конце 1940-х гг. для экспедиции А-70, в которой специалисты Арктического научно-исследовательского института изучали ледники Земли Франца-Иосифа.
На ледяном куполе Чюрлёниса (мы хорошо можем его видеть со станции) невдалеке от Бухты Тихой был создан научный стационар, построены жилой дом и баня, установлены научные приборы. Там велись ледовые исследования и метеонаблюдения.
Трактор С-80, который вы видите в гараже, должен был с помощью прицепных саней доставлять необходимые для экспедиции грузы на ледник. Из-за неровностей местности (а для трактора большую проблему представляли валуны) трактор поначалу не мог справиться с этой задачей, и сотрудники экспедиции А-70 своими силами расчистили для него дорогу вдоль берега, сбросив в море обломки скал общим весом около трёхсот тонн. Другую проблему представляла сама поверхность ледяного купола, по которой тяжёлая машина опасно скользила вместе с санями. Чтобы избежать аварии, механики станции Бухта Тихая изготовили для гусениц «Сталинца» стальные шипы. Путь трактора по леднику был размечен специальными вехами, прочно забитыми в лёд.
А теперь несколько слов о конструкции трактора. «Сталинец-80» был создан на основе американского трактора «Катерпиллар Д7», поставлявшегося в Советский Союз по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Серийное производство трактора началось на Челябинском тракторном заводе в июле 1946 года. Такие трактора выпускались в течение десяти лет, до 1956 года, когда на смену С-80 пришёл более мощный трактор С-100. В народном хозяйстве СССР «Сталинцы-80» трудились до начала 1970-х годов.
В отличие от своего предшественника «Сталинца-60», С-80 имел закрытую двухместную кабину. На тракторах ранних выпусков стёкла крепились в деревянных рамках, позднее была введена штампованная кабина. Полная масса «Сталинца-80» составляла 12 тонн, а максимальная мощность дизельного двигателя – 92 лошадиные силы. Машина способна была развить скорость более 9 километров в час.
Именно «Сталинцы-80» стали первыми советскими тракторами, отправленными в Антарктиду. Они приняли участие в первом внутриконтинентальном антарктическом походе советских полярников в апреле-мае 1956 года.
Скрыть подробностиУже в первые годы своей работы Бухта Тихая выросла в геофизическую обсерваторию, осуществлявшую сбор комплексных данных о состоянии различных природных сред. На протяжении 1930-х годов станция была передовой и одной из самых крупных высокоширотных исследовательских баз Советской Арктики, административным центром, морскими и воздушными воротами Земли Франца-Иосифа. Здесь отрабатывались самые передовые технологии, проводились новейшие исследования, базировались многочисленные арктические экспедиции. До начала регулярных научных наблюдений на острове Рудольфа (они впервые стартовали в рамках программы Второго международного полярного года и были возобновлены через несколько лет) Бухта Тихая также являлась самым северным научным поселком планеты.
В ходе подготовки ко Второму международному полярному году (он проводился в 1932–1933 годах) станция получила комплекс нового оборудования, здесь имелись геофизические павильоны, метеорологическая площадка, мощная радиостанция, появился самолётный ангар. Бухта Тихая стала одним из двух научных стационаров в Советской Арктике, где в это время работали иностранные исследователи: в коллектив станции вошёл немецкий учёный Иоахим Шольц, специалист в области атмосферного электричества (второй станцией была Русская Гавань на Новой Земле, где работал другой немецкий геофизик Курт Вёлькен). Помимо исследований по гидрометеорологии и земному магнетизму на станции проводилось изучение распространения радиоволн. Этим занимался радиоинженер Борис Фёдорович Архангельский, он также сконструировал походно-передаточное устройство для связи в экспедициях.
В здании лабораторного корпуса располагались метеокабинет, лаборатория радиоволн, аэрологический и ионосферный отделы, фотолаборатория. Помимо лабораторий, в этом же корпусе размещалась библиотека полярной станции. Часть корпуса занимали жилые помещения, в которых обитали учёные – метеорологи, аэрологи, ионосферисты. Комнаты отапливались печами, работавшими на каменном угле, топить печи надо было каждый день.
В метеорологическом кабинете размещались барометры и самопишущие приборы, здесь работал старший метеоролог полярной станции. Аэрологический кабинет в корпусе имел телефонную линию связи с павильоном, находившимся в 1930-е годы выше по склону (именно там наполнялись водородом оболочки для радиозондов и запускались сами радиозонды).
В настоящее время лабораторный корпус ещё не отреставрирован и не музеефицирован, эта работа – дело будущего.
Скрыть подробностиВ повседневной жизни полярников баня играла огромную роль. Распорядок «банных дней» зависел от распоряжений начальника конкретной зимовки, обычно интервал между ними составлял около десяти дней. Протопкой и подготовкой бани занимались все зимовщики по очереди. Помимо мытья, баня также использовалась полярниками для стирки белья.
Писатель Сергей Безбородов, который в 1933–1934 годах зимовал в бухте Тихой в качестве дежурного метеоролога, писал:
«Очередной истопник обязательно придумывал для зимовщиков какой-нибудь банный сюрприз.
Один украшал веселыми лозунгами предбанник, другой расстилал на лавках чистые собственные простыни, третий заботливо расставлял графины с холодным квасом, или гвоздями приколачивал к стене раскрытые пачки лучших папирос, – угощайтесь! Четвертый, как в цирке, устраивал световые эффекты: мигающие лампочки, зеленые, синие, красные прожекторы…» Так рутинная гигиеническая процедура способствовала и улучшению психологического состояния зимовщиков.
Баня отапливалась каменным углём, на котором работали две печи – одна в предбаннике, другая, собственно, в бане. Пресную воду для бани и в целом для станции получали из снега или из айсбергов. Из-за небольших размеров бани одновременно, по воспоминаниям Безбородова, ею могли пользоваться шесть человек. Писатель описывает баню как «маленькую и тесную» и отмечает, что нетопленная баня промерзала насквозь, её стены изнутри покрывались инеем, а остатки воды замерзали в бочках.
В настоящее время историческая баня отремонтирована усилиями сотрудников парка «Русская Арктика» и при необходимости может использоваться по своему прямому назначению.
Скрыть подробностиОсобенности кунгаса – плоское днище и почти прямые борта. Такие обводы позволяли лодке принимать на борт значительную массу груза. Толстая обшивка и мощный набор корпуса обеспечивают лодке повышенную прочность, важную для условий Арктики.
Кунгас, а также лодки других типов и катера постоянно применялись на полярной станции Бухта Тихая. На них перевозили грузы, прибывшие на пароходах – всё снабжение станции осуществлялось по морю. Ледокольные пароходы «Георгий Седов», «Таймыр», «Малыгин» доставляли на станцию новые смены зимовщиков, продовольствие, научное оборудование, боеприпасы для винтовок, корма для скота, строительные материалы и разобранные здания. Всё это выгружалось на берег с помощью лодок, для чего на берегу бухты был оборудован причал. Он находился перед авиационным ангаром, который в конце 1930-х годов был превращён в склад. Для подъёма в ангар грузов с берега использовалась электрическая лебёдка. Погрузочно-разгрузочные работы производились в значительной степени силами коллектива станции.
Кроме чисто технических задач, лодки в Бухте Тихой использовались для исследований. На станции постоянно велись наблюдения по гидрологии. С берега наблюдали ледовую обстановку и волновой режим в самой бухте и в проливе Меллениуса, который отделяет остров Гукера от острова Скотт-Кельти (он хорошо виден на горизонте в ясную погоду). Гидрологи также вели рейдовые наблюдения, для чего в зимнее время применялся балок с собачьей упряжкой. В летний период наблюдения в море велись именно с лодок. Однако они, как правило, носили нерегулярный характер – как из-за состояния лодок (например, отсутствия якорей, позволявших работать на 200-400-метровых глубинах), так и из-за неблагоприятной ледовой обстановки, когда бухта в продолжение значительной части летнего времени оказывалась наглухо забита плавучими льдами.
При расчистке помещения самолётного ангара от ледников, возникших там после закрытия станции, специалисты Арктического музейно-выставочного центра обнаружили ряд предметов, связанных с лодками полярников. Среди предметов – бензобак от катера, двухлопастной деревянный винт, фрагмент спасательного круга.
Скрыть подробностиПеред вами – большой жилой дом. В своё время он стал самой первой постройкой на полярной станции Бухта Тихая, поэтому он носит неофициальное название «дом № 1».
В 1926 году СССР объявил своими владениями все полярные острова, лежащие к северу от арктического побережья страны, в том числе и Землю Франца-Иосифа. Но для закрепления в Арктике нужна была организация на островах постоянной деятельности – то есть создание станций, работающих круглогодично. К берегам Земли Франца-Иосифа отправилась экспедиция, целью которой стало развёртывание первой советской станции на архипелаге – на историческом месте зимовки Георгия Седова. В экспедиции приняли участие выдающиеся исследователи Арктики – профессора Рудольф Лазаревич Самойлович и Владимир Юльевич Визе. А начальником экспедиции стал Отто Юльевич Шмидт, впоследствии – лидер советского полярного проекта и первый начальник Главного управления Северного морского пути.
Тогда, в августе 1929 года, участники экспедиции собирали привезённые с собой в разобранном виде деревянные дома, устанавливали радиостанцию, настраивали приборы. Первыми постройками новой станции стали большой жилой дом для зимовщиков (наш дом № 1), продовольственный склад и баня. На первую зимовку остались семь человек во главе с гидрометеорологом Петром Яковлевичем Илляшевичем.
Дом № 1 оставался центром жизни полярной станции Бухта Тихая и в более позднее время, когда уже появились новые жилые здания. Здесь же, в отдельных небольших комнатах, размещалась основная часть зимовщиков. Для отопления использовались печи, работавшие на каменном угле, запас которого пополняли приходящие на станцию ледокольные пароходы. Первоначально здесь жили все полярники станции, затем ряд специалистов переселились в другие, вновь построенные дома. В главном доме также проводились торжественные мероприятия – например, партийные собрания, приёмы гостей. Даже в отрыве от Большой Земли полярники обязательно принимали участие в выборах в Верховный совет СССР.
Сейчас Дом № 1 имеет такой вид, который получил в послевоенное время, когда его стены по всей площади были обшиты досками. В 1930-е годы дом выглядел иначе – стены были обиты чёрным толем, поверх которого в нескольких местах закреплялись корабельные спасательные круги. После закрытия станции и ухода с неё людей значительную часть помещений пустующего дома заполнили ледники. В наши дни дом планируется привести в порядок.
Скрыть подробностиГусеничные трактора стали системно завозить в Арктику в ходе масштабного советского освоения Севера, развернувшегося в 1930-е годы. Появились такие машины и на Земле Франца-Иосифа. Первоначально здесь работали «Сталинцы-60» - и в бухте Тихой, и на острове Рудольфа, где была открыта самая северная в мире полярная станция. Трактора на острове Рудольфа обеспечивали работы воздушной экспедиции 1937 года, доставившей на Северный полюс полярников первой советской дрейфующей станции. Это был первый опыт работы советской гусеничной техники в столь высоких широтах. Вместе с тракторами в Арктике 1930-х годов трудились и первые полугусеничные вездеходы конструкции НАТИ – Научного автотракторного института.
В послевоенное время гусеничные трактора различных марок широко использовались на полярных станциях (и даже на дрейфующих станциях «СП») для погрузочно-разгрузочных работ и расчистки ледовых аэродромов. К месту работ машины доставлялись судами и самолётами, зачастую – в разобранном виде. Для условий Арктики на серийные сельскохозяйственные трактора устанавливались предпусковые подогреватели, капоты машин утеплялись.
Гусеничный трактор ДТ-55 выпускался Волгоградским тракторным заводом в 1955–1957 годах. Он был создан на базе массового трактора ДТ-54, который очень широко применялся в сельском хозяйстве Советского Союза. В отличие от предшественника, трактор ДТ-55 предназначался для работы на заболоченных почвах и мог быть использован на торфоразработках. Его гусеницы были более широкими, был увеличен и диаметр ведущих колёс, за счёт чего стала больше опорная площадь гусениц. Трактор имел кронштейны спереди для крепления рабочих инструментов, например – скребка или ковша.
Мощность дизельного двигателя трактора ДТ-55 составляла 54 лошадиные силы, полная масса машины – почти пять с половиной тонн, максимальная скорость – 8 километров в час.
Трактор, сохранившийся на полярной станции Бухта Тихая, находится под наблюдением специалистов Арктического музейно-выставочного центра, которые регулярно проверяют его состояние (на машину крайне разрушительно влияет влажный климат Земли Франца-Иосифа) и проводят мероприятия по консервации трактора.
Скрыть подробностиСкотник был построен на станции Бухта Тихая в 1930 году. Как и другие постройки, он был доставлен сюда в разобранном виде. Одновременно велось строительство целого ряда других помещений – именно в это время на станции появилась отдельная радиорубка, а в следующем году – лабораторный корпус.
На станции всегда было много домашних животных, основную часть которых составляли ездовые собаки, без которых невозможно было обследование архипелага. Затем, со второй зимовки, стали завозить сельскохозяйственных животных, позволявших снабжать полярников свежим мясом и молоком. Это было крайне важно в условиях многомесячных полярных ночей. Свежее мясо было важнейшим условием предотвращения заболевания цингой. Эта страшная болезнь вызывалась именно скудным питанием и была настоящим бичом полярных экспедиций первой половины двадцатого столетия. Помимо домашних животных, определённую роль в снабжении зимовщиков свежим мясом играла охота.
Запасы кормов для животных пополняли пароходы, приходившие на станцию. Выращенные на станции свиньи забивались на мясо. Кроме свиней, в 1930-е гг. держали пару молочных коров – молоко использовалось для питания детей, рождавшихся на зимовках.
В 1930-е годы Арктика занимала важное место в советских проектах будущего нового мира. Предполагали, что можно будет преобразовать полярную природу и превратить полярный край Советского Союза в цветущую область, где под стеклянными куполами разместятся города, а искусственное освещение даст возможность выращивать в большом количестве овощи и фрукты. Артика будущего представлялась продолжением страны. Жизнь полярников стремились сделать максимально полноценной – так, например, поощрялось проживание в Арктике семьями. Частью такой политики было и наличие на станциях стойлового животноводства.
Среди сохранившихся на станции Бухта Тихая предметов быта полярников есть и сельскохозяйственные инструменты – вилы для сена и переносные деревянные кормушки. По воспоминаниям писателя Сергея Безбородова, участника зимовки 1933–1934 годов, на станции в момент смены зимовщиков находилось 18 свиней.
Скрыть подробностиВо время зимовки Второго международного полярного года ангар ещё не был обшит. Вот как описывает его журналист и писатель Сергей Безбородов, который прибыл в Тихую в 1933 году в составе группы зимовщиков, сменивших коллектив Международного полярного года: «Сейчас это только скелет ангара. У него нет ни стен, ни пола, ни крыши. Для того-то мы и привезли сюда тысячу с лишним листов фанеры, чтобы сделать ангару и крышу, и стены».
После обшивки стен и крыши фанерой ангар работал по прямому назначению – здесь в 1930-е годы размещались самолёты станции. Это были лёгкие машины – У-2 (универсальный самолёт, применялся очень широко, в том числе и в полярной авиации) и маленький самолёт-амфибия Ш-2, созданный именно для труднодоступных местностей.
Обе модели самолётов Бухты Тихой зимой использовали лыжное шасси, а летом – поплавковое. В ангар самолёты поднимали по специальному наклонному слипу из досок. Для тяжёлых самолётов позднее был оборудован сухопутный аэродром на плато Седова.
Самолёты Бухты Тихой занимались ледовой разведкой и аэрофотосъёмкой островов архипелага. Последние машины У-2 (в годы войны они стали называться По-2, по фамилии конструктора Николая Николаевича Поликарпова) работали в Тихой в конце 1940-х годов. Их разрушенные каркасы и сейчас можно увидеть на окраине станции.
Начиная с предвоенного времени ангар стали использовать как склад – для разных необходимых на станции материалов и продовольствия. Здесь установили напольные весы и грузовую электрическую лебёдку для доставки грузов с берега. В ангаре хранилась известь, корма для скота, уголь, стекло, цемент и даже детали разрушенных самолётов! После прекращения работ на станции немалая часть всего этого так и осталась в ангаре.
В 1940-1941 годах ангар был переделан в складское помещение («склад для генгрузов»). Брезентовый занавес, который заменял собой стену, обращённую к водной глади бухты, был заменён полноценной деревянной стеной с воротами. От причала, который был построен перед складом, внутрь помещения была проложена железная дорога, по которой завозили грузы с помощью электролебёдки.
В последующие годы ангар несколько раз ремонтировался. После закрытия станции фанера разрушилась, в ангаре образовался высокий ледник.
В настоящее время реставрацией ангара занимаются специалисты Арктического музейно-выставочного центра. Здесь создаётся самый северный в мире музей, который будет рассказывать о полярной авиации, жизни и работе советских полярников.
Скрыть подробностиВнутри здания располагалась установка для производства газа водорода, которым заполняли большие резиновые шары. Водород легче воздуха, поэтому такой шар мог поднять высоко в небо небольшой груз. С помощью наполненных водородом шаров на высоту поднимались радиозонды, передававшие на землю информацию о характеристиках атмосферы. Одновременно с зондами запускались шары-пилоты – наполненные водородом оболочки, с помощью которых определяли характеристики ветра на различной высоте. В тёмное время (например, в полярную ночь, которая на широте бухты Тихой длится около пяти месяцев) к шару-пилоту прикреплялся специальный бумажный фонарик, снабжённый маленькой лампочкой. Наблюдения за шарами вели с помощью теодолитов, расположенных в специальных пунктах, одним из которых была аэрологическая вышка рядом с кабинетом. Все пункты и кабинет были соединены телефонной линией. Сами запуски производились с береговой линии бухты Тихой.
Сейчас в аэрологическом павильоне расположены почта, сувенирный магазин и визит-центр национального парка «Русская Арктика». Это самое северное почтовое отделение в мире, где вы можете отправить свои письма и открытки по всему земному шару, и приобрести понравившиеся сувениры. В визит-центре вы можете самостоятельно познакомиться с географией, климатом, геологией, флорой и фауной, а также историей бухты Тихая.
Скрыть подробностиАэрология занимается изучением верхних слоёв атмосферы. В бухте Тихой аэрологические наблюдения производились с помощью метеозондов и шаров-пилотов.
Еще в 1932 году именно в бухте Тихой был испытан первый автоматический метеорологический радиозонд в мире. Его создал советский учёный Павел Александрович Молчанов. Зонд представлял из себя небольшую коробочку, в которой были расположены приборы, измерявшие температуру, давление и влажность воздуха, а также компактный радиопередатчик. Метеорологические радиозонды могли подниматься на высоту до 30 километров и предавали данные об атмосфере в Бухту Тихую. Далее в условиях разреженной атмосферы резиновая оболочка шара лопалась, а радиозонд падал на землю.
Прибор Молчанова получил официальное одобрение международной Комиссии по проведению Международного полярного года и рекомендован к применению национальным комитетам. В дальнейшем конструкция зондов совершенствовалась, но принцип их работы оставался неизменным.
Аэрологическая вышка в Тихой предназначалась прежде всего для производства шаропилотных наблюдений. На её площадке был установлен аэрологический теодолит, с помощью которого наблюдатель измерял направление движения шаров на различной высоте. Одновременно наблюдения за выпущенным шаром велись со второго пункта, расположенного на расстоянии в девятьсот одиннадцать метров от вышки на поверхности земли. Размещение теодолита на вышке позволяло, в отличие от наземного пункта, избежать его заноса снегом.
Производство наблюдений в Тихой имело ряд сложностей. Вышка, аэрологический павильон и кабинет располагались слишком близко к остальным постройкам станции и, в частности, к радиомачтам. Это затрудняло выпуски зондов при ветре скоростью более 10 метров в секунду. Влияла и близость моря. Эти трудности стали одной из причин переноса наблюдений из Тихой на остров Хейса в конце 1950-х годов. Там, в арктической научно-исследовательской обсерватории Дружная, аэрологические наблюдения выполнялись не только с помощью зондов и шаров-пилотов, но и специальных метеорологических ракет.
Скрыть подробностиТаким образом с 1990-го года в бухте Тихой появилась возможность систематического изучения подводного жёлоба Святой Анны, который расположен на границе Баренцева и Карского морей). Сотрудники биостанции, а также участники экспедиций ММБИ на научно-исследовательских судах «Дальние Зеленцы», «Академик Голицын», «Профессор Логачёв» изучали образцы донных осадков, которые регулярно собирали во время своих экспедиций. Исследования 1990-х – 2000-х годов показали, что минеральный состав современных осадков желоба Святой Анны образуется, главным образом, за счёт размыва окружающих его поднятий: Земли Франца-Иосифа, Новой Земли и Северо-Карского.
В наши дни работы на биостанции имеют сезонный характер. Сейчас в домике также размещаются службы Национального парка «Русская Арктика».
Скрыть подробностиМагнитный павильон появился на станции в преддверии Второго международного полярного года. Бухта Тихая стала одной из главных опорных точек этого крупного научного проекта. В это время станция находилась в ведении Всесоюзного арктического института – будущего Арктического и антарктического научно-исследовательского института в Санкт-Петербурге, который в наши дни является крупнейшим центром науки о полярных областях Земли.
В программе наблюдений Международного полярного года важное место занимали исследования земного магнетизма. Основные задачи решались в ходе зимовки 1932–1933 годов, руководителем которой был Иван Дмитриевич Папанин, впоследствии – один из руководителей советского освоения Арктики, будущий начальник первой советской дрейфующей станции «Северный полюс». Магнитными исследованиями в период Международного полярного года занимались старший магнитолог Евгений Константинович Фёдоров, впоследствии – участник дрейфа первой станции «Северный полюс», академик, руководитель Гидрометслужбы СССР, и магнитолог Виктор Сторожко. Помимо плановых наблюдений на станции, они также выполнили геодезическую съёмку значительной части архипелага, перемещаясь на собачьих упряжках. Помимо собственно магнитных наблюдений, магнитологи бухты Тихой в 1930-е годы вели исследования полярных сияний и радиоактивности.
Важнейшим условием нормальной работы приборов в павильоне было полное отсутствие железа, которое могло бы повлиять на показания аппаратуры. Павильон был построен на расстоянии от других домов станции, без использования гвоздей, скоб, винтов и другого железного крепежа. Даже одежда магнитологов не могла содержать железных деталей (например, сапожных гвоздей).
В наши дни магнитный павильон восстановлен и используется для проживания сотрудников национального парка «Русская Арктика».
Скрыть подробностиДорогие гости! Мы начинаем наше путешествие по исторической полярной станции Бухта Тихая на острове Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа. Это одно из самых знаменитых и важных мест Российской Арктики.
Небольшая бухта на западном берегу острова Гукера обрела своё имя в 1913 году – когда сюда прибыла русская экспедиция под командованием Георгия Яковлевича Седова на шхуне «Михаил Суворин» (первоначальное название судна «Святой мученик Фока» было заменено уже в ходе экспедиции). Целью Седова был Северный полюс. Отсюда, из бухты Тихой, он, уже тяжело больной отправился 2 февраля 1914 года к полюсу на собачьей упряжке, в сопровождении двух матросов, и в пути умер. Цель – полюс – не была достигнута, но научные результаты экспедиция имела. О походе Седова в Тихой напоминают некоторые памятные места, с которыми мы обязательно познакомимся поближе. Имя путешественника носит мыс, на котором расположена станция, и ледник, который мы можем видеть в глубине бухты.
В 1929 году в бухту прибыла советская полярная экспедиция. Символично, что ледокольный пароход, на котором полярники пришли к берегам острова Гукера, назывался «Георгий Седов». Одним из руководителей экспедиции был участник похода Седова, выдающийся советский учёный Владимир Юльевич Визе.
Так началась история полярной станции Бухта Тихая. Она на многие годы стала важнейшим центром советской науки в Арктике. Здесь работали метеорологи и гидрологи, специалисты по земному магнетизму и космическим лучам. Станция не прерывала свою работу и в тяжелейшие для нашей страны годы Великой Отечественной войны. Полярники Тихой принимали участие в крупных международных полярных проектах – работах Второго международного полярного года в 1932-33 годах и Международного геофизического года в 1957– 58 годах.
В конце 1950-х годов наблюдения в Тихой были постепенно свёрнуты и перенесены на другую станцию на острове Хейса. Полярная станция Бухта Тихая был законсервирована. Здесь сохранились многие постройки и артефакты эпохи героев-полярников, в том числе – жилой «дом № 1» 1929 года постройки и авиационный ангар 1932 года.
В наши дни Бухта Тихая представляет собой уникальный исторический комплекс в составе национального парка «Русская Арктика». В сотрудничестве с парком работает Арктический музейно-выставочный центр, который создаёт в восстановленном авиационном ангаре самый северный в мире музей, посвящённый истории освоения Арктики и покорения Северного полюса в 1937 году. А мы с вами теперь познакомимся поближе с историей станции и её постройками.
Скрыть подробностиАэрологические наблюдения в бухте Тихой велись с первых лет работы станции. Задача наблюдений – сбор данных о характеристиках верхних слоёв атмосферы Земли. В бухте Тихой эти наблюдения велись с помощью радиозондов и шаров-пилотов. В кабинете производилась обработка наблюдений и подготовка радиозондов к запуску.
Скрыть подробности