Деятельность Арктического музейно-выставочного центра

Фото Д. Лобусова

Деятельность Арктического музейно-выставочного центра

Глава 1

О центре

Арктический музейно-выставочный центр создан в 2017 г. для реализации в Санкт-Петербурге проекта современного интерактивного музейно-выставочного центра, посвященного истории хозяйственного освоения Арктики и Антарктики. Организацию возглавляет Олег Иликович Титберия.

Директор Национального парка "Русская Арктика" (слева) и директор Арктического музейно-выставочного центра (справа)

Центр осуществляет работы по поиску, консервации и реставрации полярной техники, ведёт научно-исследовательскую и издательскую деятельность, направленную на изучение истории освоения Российской Арктики.

Ежегодно Центр проводит экспедиции в Арктику с целью формирования коллекции полярной техники. Вся техника реставрируется в мастерских во Всеволожске и станет основой экспозиции создаваемого Арктического и антарктического музейно-выставочного центра.

Сотрудники Центра во взаимодействии с Филиалом Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге – «Ледокол «Красин», Арктическим и антарктическим научно-исследовательским институтом и Музеем антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН проводят ежегодную международную научно-практическую конференцию «Полярные чтения». В 2019–2021 гг. Полярные чтения получили поддержку Фонда президентских грантов.

Издания «Полярных чтений»
В 2018 г. было заключено соглашение о сотрудничестве с ГНЦ РФ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» по изучению 100-летней истории института.
Результатом сотрудничества стала фундаментальная монография «Летопись Арктического института», изданная в 2020–2021 гг.
Книга «Летопись Арктического института»

В 2020 г. в Кронштадте на базе парка «Патриот» Арктическим музейно-выставочным центром была открыта масштабная выставка «Полярные победы России», на которой представлены наиболее яркие предметы из собрания Центра, и отражает наиболее значимые этапы отечественного освоения Арктики.

Экспозиция Арктического музейно-выставочного центра в Кронштадте
Экспозиция Арктического музейно-выставочного центра в Кронштадте
Экспозиция Арктического музейно-выставочного центра в Кронштадте
Полярная станция Бухта Тихая в 2018 г. Фото П.Филина
Важное направление деятельности Центра — создание музейно-выставочного центра на базе полярной станции Бухта Тихая (о. Гукера, Земля Франца-Иосифа).

В 2017 г. между Национальным парком «Русская Арктика», в состав которого входит Земля Франца-Иосифа и Арктический музейно-выставочным центром было подписано соглашение о сотрудничестве, в соответствии с которым Арктический музейно-выставочный центр проводит работы по реставрации и созданию музея на базе ангара для самолётов полярной станции Бухта Тихая (о. Гукера). Здесь планируется создание самого северного в мире музея, посвящённого истории освоения Арктики и покорения Северного полюса, где помимо экспозиции будут созданы условия для приёма туристов и проведения различных мероприятий для посетителей станции.

Глава 2

Реставрация ангара в 2017–2018 гг.

В 2017 г. на средства Арктического музейно-выставочного центра в Бухту Тихую были направлены архитекторы-инженеры и историки (Н. Смирнов, Н. Фризин, В. Матвеенко, Графов), которые провели обследование ангара и объектов техники полярной станции.

В ходе инженерного обследования было установлено, что здание ангара может быть отреставрировано и приспособлено для размещения экспозиции Арктического музейно-выставочного центра. Был подготовлен и согласован с инспекцией по охране памятников Архангельской области проект противоаварийных работ.

С начала ХХ в. до недавнего времени работы по сохранению культурного наследия в Арктике заключались в фиксации памятников, раскопках, сборе, консервации и реставрации отдельных предметов.

Ангар в 2018 г. Фото П.Филина
Работы на ангаре — первый пример полноценной реставрации арктического памятника.
Это принципиально новый этап сохранения исторического наследия в Арктике — переход от исследования и консервации к научной реставрации архитектурных памятников с целью их дальнейшего использования.

Глава 3

Экспедиция в бухту Тихую в 2017 году

Летом 2017 года сотрудники Арктического музейно-выставочного центра провели в Бухте Тихой обследование ангара и объектов техники полярной станции.
В ходе инженерного обследования было выяснено, что здание может быть отреставрировано и приспособлено для размещения экспозиции Арктического музейно-выставочного центра. Был подготовлен и согласован с инспекцией по охране памятников Архангельской области проект противоаварийных работ.

В 2017 г. помимо работ на ангаре специалистами Арктического музейно-выставочного центра была осуществлена консервация двух объектов техники — тракторов «ДТ-50» и «Сталинец-80» (С-80). Трактора были очищены от ржавчины и окалины, бытового мусора и покрыты консервационным составом.

Кроме того, были проведены работы по консервации гаража, в котором стоит трактор «Сталинец-80» (С-80) – отремонтирована крыша, сделана временная створка ворот, которая будет защищать помещение от попадания снега.

Трактор ДТ-50 после консервации. Фотография П. Филина
Ремонт гаража. Фотография П. Филина

Глава 4

Экспедиция в бухту Тихую в 2018 году

В сезон 2018 г. в Бухту Тихую с рейсом атомного ледокола «50 лет Победы» на Северный полюс была направлена экспедиция для проведения реставрационных работ (П. Филин, Н. Смирнов, Н. Фризин, В. Комов, В. Трибунский)
За летний сезон был проделан большой объём работ. Наиболее важные работы сезона 2018 г. — укрепление каркаса и крыши ангара. Для этого были установлены все отсутствующие и заменены повреждённые продольные раскосы и стойки ферм.
Замена раскосов в каркасе ангара. Фотография П. Филина
Замена раскосов в каркасе ангара. Фотография П. Филина
Параллельно с этим проведены работы по удалению остатков ветхой обшивки ангара — фанеры, прижимных реек, рубероида и многочисленных гвоздей, которыми они были прибиты.
Очистка крыши от старой фанеры и гвоздей. Фотография П. Филина
Очистка крыши от старой фанеры и гвоздей. Фотография П. Филина
В ходе работ 2018 г. отремонтирована обрешётка главного фасада ангара, которая находилась в аварийном состоянии.
Реставрация обрешётки. Фотография П. Филина
Реставрация обрешетки. Фотография П. Филина
Произведена очистка металлических деталей ферм ангара от сланцевой ржавчины. Ржавчина была отбита молотком и зубилом, а детали, после процедуры, покрыты детконсервантом – фосфометом.
Очистка металлических деталей. Фотография П. Филина
Очистка металлических деталей. Фотография П. Филина
Верхние дугообразные пояса ферм перекрытия были укреплены нержавеющими нагелями с шагом примерно 25 см.
Укрепление ферм нержавеющими нагелями. Фотография П. Филина
Укрепление ферм нержавеющими нагелями. Фотография П. Филина

К 10 августа, когда ангар уже полностью был очищен от фанеры, стало заметным таяние ледника внутри помещения. Почти весь снег стаял и появился многолетний лёд, который выкалывался с помощью отбойного молотка. Из ледника слева торчал фрагмент крыла самолёта. За время работ он оттаял и вывалился из ледника (длина фрагмента составила ок. 70 см).

Вытаявший из ледника фрагмент крыла самолёта. Фотография В. Трибунского
При расчистке западной стороны фасада был извлечён целый ряд крупных, диаметром до 0,5 м, шестерён от ветряка, старинные напольные весы, фрагменты флюгеров и разных механизмов.
Вымораживаются детали ветряной электростанции. Фотография П. Филина
Вымораживаются детали ветряной электростанции. Фотография П. Филина

К 10 августа, когда ангар уже полностью был очищен от фанеры, стало заметным таяние ледника внутри помещения. Почти весь снег стаял и появился многолетний лёд, который выкалывался с помощью отбойного молотка. Из ледника слева торчал фрагмент крыла самолёта. За время работ он оттаял и вывалился из ледника (длина фрагмента составила ок. 70 см).

Вытаявший из ледника фрагмент крыла самолёта. Фотография В. Трибунского

Оттаял и расчищен ото льда и мусора пол на площади порядка 4х4 м в правом дальнем углу. Там же расположен стол, на котором сохранилось несколько деревянных ящиков со смёрзшимися и заржавевшими гвоздями. Самое ценное — надписи этих ящиках: «Бухта Тихая», «Обсерватория», «ГУСМП» и т.д. Собранные в ангаре находки складированы и станут элементами будущей экспозиции.

Ящики с надписями, вытаявшие из ледника в ангаре. Фотография П. Филина

Вдоль западного фасада было выставлено несколько рядов бочек с известью (поставлены друг на друга). Надписи на бочках также свидетельствуют об их бытовании на станции.

12-го августа в бухту Тихую пришло научно-исследовательское судно «Михаил Сомов», на котором прибыли генеральные грузы для реставрации: ящики с фанерой, гидроизоляция, топливо (всего порядка 15 т). Они были законсервированы на станции, после чего судно забрало членов экспедиции в Архангельск.

Судно «Михаил Сомов» на фоне ангара. Фотография П. Филина
Вертолётная разгрузка генеральных грузов для реставрации. Фотография П. Филина
Основным итогом проведённых работ стала подготовка крыши и стен ангара под обшивку фанерой и рубероидом, которые были заблаговременно доставлены в Бухту Тихую для работ в следующем сезоне
Ангар в начале сезона 2018 г.
Ангар в начале сезона 2018 г.
Ангар в 2019 г.у
Реставрация ангара предполагает восстановление его облика по состоянию на 30-е гг. XX в. с возвращением первоначальной функции — размещение самолёта.
После реставрации строение станет музейным комплексом с гостевыми функциями.
В нём разместятся образцы советской техники (самолёт полярной авиации Ш-2 или У-2), предметы, обнаруженные в самом ангаре или связанные с историей полярной станции Бухта Тихая и историей освоения архипелага Земля Франца-Иосифа.

Глава 5

Экспедиция в бухту Тихую в 2019 году

В бухту Тихую в 2019 г. были направлены десять человек во главе с начальником экспедиции, главным архитектором проекта Н.В. Смирновым. Основной состав формировался в Москве.

В экспедиции приняли участие архитектор-реставратор Н.Н. Фризин, научный сотрудник Арктического музейно-выставочного центра М.А. Савинов, реставраторы, преподаватели московского профильного колледжа «26-й кадр» М.Б. Курбатов и С.О. Шкребтиенко, студент того же колледжа Ф.А. Воловатов, промышленный альпинист Ф.Ю. Кабанов, волонтёры Арктического спасательного учебного центра «Вытегра» МЧС России Ю.В. Сизов и Д.Г. Евсеев. Обязанности повара экспедиции исполняла географ Н.Н. Буторина.

Участники экспедиции на борту атомного ледокола «50 лет Победы» в день выхода из Мурманска. Фотография из архива М. Савинова
За летний сезон ангар был обшит водоотталкивающей фанерой в два слоя на шурупы. Листы для каждого слоя покрывались битумным праймером. Была также произведена обшивка крыши ангара фанерой, на которую укладывался слой рулонной гидроизоляции.
Кровельные работы. Фотография из архива М. Савинова
Достаточно тяжёлым этапом было окончательное механическое удаление льда из ангара, которое производилось вручную с помощью электрического отбойного молотка и ломов.
Удаление льда из ангара. Фотография М. Савинова

В леднике встречались некоторые экспонаты, которые пополнили музейный фонд Национального парка «Русская Арктики». Так, к примеру, вмороженной в лёд была обнаружена и аккуратно извлечена деревянная самодельная детская кроватка.

Детская кроватка в леднике. Фотография М. Савинова
Была также произведена обшивка фронтона и восстановление ворот.

В итоге за два года противоаварийных работ (работ по консервации) ангара достигнуты следующие результаты:

Здание ангара укреплено, заменены подгнившие фрагменты дерева.

Ангар обшит фанерой, как это и было ранее в 1930-е гг.

Проведены работы по укреплению фасада и восстановлению ворот ангара.

Полностью удалён ледник из ангара.

Противоаварийные работы выполнялись на основании принципов обратимой реставрации. Не изменён облик, сохранены и отремонтированы подлинные элементы конструкций

В сезоне 2020 г. планировалось завершить противоаварийные работы, но этого к сожалению, не произошло. В связи с начавшейся эпидемией COVID–19 экскурсионные маршруты на атомных ледоколах были отменены, таким образом отсутствовала возможность попасть на ЗФИ. Ситуация повторилась в 2021 г.

Ангар в конце сезона работ в окружении построек станции. Фотография М. Савинова
В ближайшие годы планируется очередная экспедиция для завершения противоаварийных работ на ангаре.
В задачи экспедиции ставится частичная замена полов в ангаре, укрепление фундамента, устройство второго слоя рулонной гидроизоляции кровли.